Оооочень долгое предисловие

А. Н. Афанасьев

Предисловие к собранию русских народных легенд



Для своих эпических произведений народ, как известно, берет содержание из преданий своего прошлого, вносит в них свои собственные верования и нравственные убеждения, присущие ему в ту или иную эпоху его развития: и потому, если языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии, то в свою очередь и христианские представления, воспринятые юными новообращенными племенами должны были найти в ней свой живой отголосок.



Народная песня и сказка в самом деле не раз обращались к священному писанию и житиям святых, и отсюда черпали материал для своих повествований: такое заимствование событий и лиц из библейской истории, самый взгляд на все житейское, выработавшийся под влиянием священных книг и отчасти отразившийся в народных произведениях, придавали этим последним интерес более значительный, духовный. Песня обратилась в стих, сказка -- в легенду. Само собой разумеется, как в стихах, так и в легендах заимствованный материал передается далеко не в совершенной чистоте: напротив, он более или менее подчиняется произволу народной фантазии, видоизменяется сообразно ее требованиям и даже связывается с теми преданиями и поверьями, которые уцелели от эпохи доисторической и которые так противоположны началам христианского учения.



Если они и уцелели в устах народа до нашего времени, если и подвергались в течение многих и многих лет различным изменениям, если, наконец, и заметны в них некоторые яркие следы позднейших влияний, то все--таки главным образом они любопытны для нас как плод поэтического творчества народа в древнейший период его истории.





Краткий основной текст



е) Когда родился Христос и начались гонения Ирода, Богоматерь положила божественного младенца в ясли и прикрыла его сеном. Прожорливая лошадь всю ночь ела корм и беспрерывно открывала убежище Спасителя; а вол не только перестал есть, но еще собирал разбросанное сено рогами и набрасывал его на младенца.



Бог проклял лошадь за ее жадность, а вола благословил; оттого-то лошадь постоянно жрет и никогда не насыщается; оттого-то вол употребляется человеком в пищу, а лошадь нет. (Записано в Харьковской губернии)





И банальный вывод

Если божие благословение ТАКОЕ, то Люцифера ВПОЛНЕ можно понять. И даже одобрить.

Более чем.